Благоустройство района Ржевка-Пороховые

Задача:

В рамках конкурса «Ресурс Периферии» наша задача заключалась в улучшении качества городской среды жилых кварталов Петербурга, застроенных в 1970-1980 годах типовыми индустриальными домами.

Район Ржевки-Пороховых — яркий пример спального района города, с набором типичных для таких территорий проблем:

  1. Отсутствие комфортных пространств для отдыха жителей: неблагоустроенная набережная, заброшенный лесопарк, скверы и пустынные дворы с газонами
  2. Отсутствие связного пешеходного каркаса между кварталами: многополосные дороги препятствуют прогулкам, создавая дискомфорт пешеходам, а пути через кварталы не имеют должного оформления
  3. Перепаркованность территории и большое количество стихийных парковок
  4. Недостаток единой стилистики и дизайн-кода для оформления общественных пространств
  5. Вместо благоустроенных и уютных территорий — огромные поля асфальта, что снижает качество жизни и атмосферу района

Решение:

Мы предложили стратегию, состоящую из трех ключевых этапов, каждый из которых направлен на создание комфортной и функциональной городской среды:

1 этап (2021-2022 гг.) – подготовка территории и организация коммуникационного и зеленого каркаса.

Этот этап посвящён решению организационных вопросов и запуску первой пилотной очереди по обустройству пешеходных зон. Мы начинаем с «прокладывания» пешеходных маршрутов сквозь существующую застройку и создания комфортных зон с использованием минимальных средств тактического урбанизма, чтобы в дальнейшем оценить, какие решения окажутся наиболее эффективными.

2 этап (2022-2025 гг.) – основной этап благоустройства дворов и улиц, создание коммуникационных зон.

В ходе этого этапа мы сосредотачиваемся на благоустройстве дворов, организации внутрирайонных связей для пешеходов, велосипедистов и всех жителей. Также создаём парки и открытые пространства, усиливая взаимодействие между различными элементами района.

3 этап (2025-2030 и далее) – полная реорганизация улично-дорожной сети в соответствии с современными тенденциями.

Этот этап включает в себя сужение полос для повышения безопасности, организацию выделенных полос для общественного транспорта и велосипедистов, а также озеленение. Учитываем планы строительства метро, что позволит улучшить транспортную доступность и повысить комфорт проживания в районе.

Дизайн-код

Как и многие районы советской застройки, Ржевка-Пороховые обладала однообразной и безликой архитектурой — типичные кварталы, одинаковые дома и парадные.

Мы решили изменить это и создать уникальную айдентику, которая будет не только эстетически привлекательной, но и глубоко связанной с историей места.

Каждому кварталу был присвоен индивидуальный колористический код, который использовался для оформления входных групп, малых архитектурных форм, детских площадок и остановок. Мы также разработали серию паттернов, вдохновлённых индустриальным наследием района, что помогает подчеркнуть его историческую идентичность и одновременно обновить визуальное восприятие.

Ключевым аспектом в улучшении городской среды является избавление от визуальной перегруженности фасадов. Мы предложили ограничить размеры торговых вывесок вдоль улиц, пропорционально уменьшив толщину шрифтов, чтобы сохранить гармонию и сбалансированность архитектурного пространства. Все надписи должны быть выполнены без фона, чтобы избежать лишней визуальной агрессии и обеспечить чёткое, элегантное восприятие улиц.

Тротуар был зонирован на две части — тихую, предназначенную для входов, выходов и террас для отдыха, и скоростную, предназначенную для активного движения.

Одним из ключевых аспектов нашей работы стало преобразование входных групп. Мы сосредоточились на создании безопасных и открытых входов в подъезды, устанавливая светопрозрачные двери, что способствует усилению социального контроля. Для того чтобы визуально отделить парадные разных домов, предложили использовать яркие паттерны из специально разработанной палитры. Жители каждого дома смогут выбрать для себя уникальный паттерн, что придаст пространству индивидуальность и позволит создать чувство принадлежности.

Мы разработали разметку для парковочных мест во внутридворовом пространстве, осознавая, что полное исключение автомобилей из дворов — задача почти невозможная. Однако, мы можем и должны упорядочить их присутствие, создав пространство, где автомобили не доминируют, а органично вписываются в общий контекст, способствуя гармонии и комфорту.

Реорганизация кварталов

Следующий уровень проектирования района — это квартал. Основная цель заключается в том, чтобы поставить удобство и благополучие его жителей на первый план, преобразуя хаос в гармоничное, упорядоченное пространство.

Как и в большинстве спальных районов, дворы Ржевки-Пороховых традиционно выполняли роль парковок. Мы оптимизировали пространство, сузив полосы движения на улицах до 3,5 м. Это позволило организовать дополнительные парковочные места вдоль проезжей части, освобождая дворы для комфортного проживания и создания качественного общественного пространства.

На следующем этапе мы приняли решение разделить потоки автомобилей и пешеходов во внутриквартальном пространстве, создавая более безопасную и комфортную среду для жителей. Воплощением этой идеи стал «Бульвар» — пространство, где выделены чёткие пешеходные маршруты, организованы островки активности, а также предусмотрены отдельные полосы для движения автомобилей, что позволяет создать гармоничное сосуществование разных функций в одном пространстве.

Одним из ключевых элементов концепции стало пространство «Дача», расположенное в центре квартала. Это место предлагает возможность для небольших садовых посадок, организации пикников и уютных встреч на свежем воздухе. Стационарный мангал создаёт атмосферу уюта и совместного времяпрепровождения, обеспечивая место для отдыха и общения в гармонии с природой.

Айдентика

Разработка уникального дизайна стандартных МАФов, таких как скамейки и урны, для всего района оказалась ресурсозатратной, поэтому мы приняли решение создать айдентику района в более локальном контексте, сосредоточив внимание на отдельных ключевых элементах.

В рамках общей концепции, для каждого сегмента пешеходного маршрута в пределах 13 кварталов мы разработали уникальные детские площадки, каждая из которых имеет форму миниатюрного завода. Эти пространства будут отличаться по цветовой палитре и узорному решению, подчеркивая индивидуальность каждого квартала.

Беседки в концепции первого трамвая органично поддерживают «дух места», отражая историческую идентичность территории. Качели и табуреты, в свою очередь, становятся отсылкой к характерным элементам порохового завода — мельнице и бочке для пороха, создавая символичную связь с прошлым, при этом сохраняя современное восприятие пространства.

Давайте обсудим вашу задачу

    0 / 200

    Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы соглашайтесь с политикой конфиденциальности